Банкротство в Республике Беларусь

    главная услуги проекты о нас координаты форум 
управляющие законодательство опыт и анализ вопросы и ответы образцы документов распродажа имущества 
  Могут ли новые частные компании заменить белорусские промышленные гиганты?
 
    Могут ли новые частные компании заменить белорусские промышленные гиганты?

Поскольку большинство крупных белорусских машиностроительных компаний, таких как МАЗ и МТЗ, на данный момент переживают финансовые трудности, правительство поддерживает их во избежание общественного недовольства. Тем не менее, правительство также поддерживает новые проекты, которые создают конкуренцию для существующих предприятий и, таким образом, тихо меняет политэкономию государства.

Могут ли новые частные компании заменить белорусские промышленные гиганты?
Заместитель премьер-министра Владимира Семашко недавно объявил, что в этом месяце в Беларуси начнется производство автомобилей полного цикла. Такое произойдет впервые, так как ранее в стране проводилась только сборка китайских автомобилей.

В то же время холдинг Амкодор представил свой первый трактор на выставке «Белагро» 6-10 июня в Минске. Это означает, что белорусское правительство сделало еще одну уступку частному холдингу, позволив ему стать конкурентом национального промышленного гиганта МТЗ, который уже много десятилетий производит отечественные тракторы.

Китайские автомобили для белорусских государственных служащих

В прошлом уже возникали инициативы частного сектора по запуску совместного производства автомобилей с американской компанией Ford и иранской Iran Khodro. После сборки всего нескольких сотен автомобилей оба проекта были остановлены. Поэтому предстоящий запуск завода полного цикла может превратить совместный белорусско-китайский проект в настоящее достижение.



Сборочное производство китайских автомобилей Geely началось в Беларуси в 2013 году. Новый завод, расположенный недалеко от Борисова, к концу 2017 года достигнет уровня производства 60,000 автомобилей в год.

С самого начала правительство подчеркнуло, что 90% этих автомобилей будут экспортироваться. Часть экспорта в Россию и Казахстан уже прошла успешно, хотя и не без помощи Пекина.

Однако Минск также принял меры по обеспечению продаж внутри страны. В апреле 2016 года президент Лукашенко заявил, что государственным служащим кроме премьер-министра, вице-премьеров и высокопоставленных чиновников, в качестве служебного транспорта будут выдаваться не импортные автомобили, а произведенные в Беларуси Geely. Более того, как отметил Tut.by, новый закон, регулирующий работу такси, похоже создан в том числе для стимулирования покупки Geely.

Шакутин на подъеме

Еще один новый проект в машиностроительном секторе предполагает запуск производства тракторов холдингом Амкодор, что позволит ему конкурировать с МТЗ. Правительство не только разрешило совладельцу Амкодора Александру Шакутину бросить вызов МТЗ, но также намерено использовать китайские кредиты для финансирования проекта, включая строительство нового завода.

На первый взгляд такие шаги кажутся логичными. Белорусские власти уверенно поддерживают растущую бизнес-империю Шакутина. К примеру, 24 мая министр промышленности Виталий Вовк отметил, что холдинги Шакутина Амкодор и Салео намерены вложить в свое развитие $2,1 млрд в 2016-2030 годах.



Александр Шакутин (справа). Фото: pmi.by

Оба холдинга демонстрируют успех. Салео была основана Шакутиным и его партнерами в 2014 году как фирма, производящая гидравлику для импортированной техники. К настоящему времени, как подчеркивает Вовк, 30-60% необходимой гидравлики производится в Беларуси.

Патриотический бизнес?

Шакутин подчеркивает, что его бизнес связан только с производством, и считает себя патриотом.

Однако очень большая доля продаж фирм Шакутина связана с государственными закупками. Также Шакутин приобрел несколько бывших государственных предприятий без конкуренции за небольшие деньги и нанял несколько бывших высокопоставленных белорусских чиновников: бывшего помощника президента по экономическим вопросам Сергея Ткачева, главу БРСМ Александр Нахаенко, директора МАЗ Николая Костеня, министра транспорта Иван Щербу, и других. Это не могло не укрепить связь Шакутина с правительством, отмечает Tut.by.

Шакутин, отвечая на эти комментарии, подчеркивает свои усилия по увеличению экспорта, утверждая, что заводы, которые он купил, были обречены, если бы он их не спас. Он также утверждает, что нанимал бывших чиновников преимущественно из-за их превосходных управленческих качеств.

Тем не менее, связи Шакутина с правительством очевидны. В течение многих лет он работал в верхней палате белорусского парламента и занимал ключевую роль в организации проправительственного движения «Белая Русь». Его даже хотели включить в санкционный список ЕС как «олигарха Лукашенко». Однако такая характеристика неверна, поскольку на самом деле Шакутин для белорусского руководства – это   всего лишь инструмент.

МТЗ против Амкодора

Решение правительства позволить Шакутину реализацию проекта, который может оказать негативное влияние на государственное предприятие, следует рассматривать в определенном контексте. Ряд старых государственных компаний на данный момент переживают серьезные трудности. Если три года назад МАЗ производил 24,000 грузовиков в год, то в этом году он планирует выпустить менее 11,000 единиц.



Фото: mfa.gov.by

Государство собирается оказать финансовую поддержку отрасли. 24 мая заместитель премьер-министра Семашко заявил, что правительство инвестирует 500 млн долларов в МАЗ и 645 млн долларов в производителя сельскохозяйственной техники Гомсельмаш. На 2016-2030 годы МТЗ, практически не имея собственных средств, нуждается в инвестициях в размере 1,1 млрд долларов.

Властям потребуется значительная сумма денег для развития завода, но борьба за него может привести к успеху. Случай с БелАЗом послужил примером для белорусского правительства. Оно вложило в него 800 млн долларов, и в результате БелАЗ разработал новые модели и сумел увеличить свою долю на мировом рынке, которая сейчас оценивается почти в 30%.

Между Россией и Китаем

Где именно Минск найдет деньги для инвестиций в машиностроительную отрасль, остается неясным. Правительственные чиновники ссылаются, в частности, на китайские кредиты. Недавние контакты с Пекином также поддерживают эту гипотезу. Менее понятно, как Минск будет привлекать Россию к развитию белорусской промышленности: будет ли Беларусь стремиться к ограничению сотрудничества или же отдаст России всё ради спасения компаний от банкротства?

Скорее всего, политика правительства в отношении участия России останется прагматичной. 24 мая заместитель Семашко сообщил, что в ходе недавних белорусско-российских переговоров по нефти и газу правительства договорились подготовить предложения по трем проектам промышленной интеграции — они относятся к нефтехимическому и машиностроительному сектору.



Фото: mfa.gov.by

В 2011-2014 годах Беларусь и Россия уже договорились о пяти промышленных интеграционных проектах с участием белорусских предприятий МАЗ, Интеграл, МЗКТ, Пеленг и Гродно Азот. Однако в последние годы Минск и Москва молчат об этих проектах.

Беларусь, безусловно, будет использовать сотрудничество с Россией для развития своего сектора машиностроения, однако белорусское правительство рассматривает и альтернативные варианты. Одним из них является продвижение частных компаний, которые в будущем смогут заменить таких гигантов, как МТЗ. Кроме того, Беларусь надеется использовать Китай в качестве источника кредитования и технологий.

В целом, развитие и государственная поддержка крупных белорусских предприятий, таких как холдинги Шакутина, напоминают знаменитые послевоенные южнокорейские бизнес-конгломераты, самыми известными из которых являются Samsung и Daewoo. Они помогли правительству развивать национальную экономику, получая государственную поддержку взамен.


Оstro.by
16:42 12/06/2017


«Банкротство в Беларуси | субсидиарная ответственность | банкротство предприятия | ликвидация юридического лица | банкротство индивидуального   предпринимателя | антикризисное управление предприятием   | банкротство должника |      ликвидация организации |   ликвидация ООО | санация предприятия»
архив новостей
  2011г.   2012г.   2013г.   2014г.   2015г.   2016г.   2017г.
  цифры
управляющие
  количество управляющих: 162
  количество приостановленных лицензий: 2
количество прекращенных лицензий: 43
предприятия
  общее количество предприятий в любых стадиях банкротства: 2341
  просмотреть список предприятий в любых стадиях банкротства
проект   "Банкротство в Республике Беларусь"
  количество статей на сайте: 572
  количество единиц законодательства на сайте: 4
  количество посещений вчера: 2683
  общее количество посещений: 6157571
  полезное
телефоны и адреса
  Хозяйственные суды Республики Беларусь.
  Инспекции Министерства по налогам и сборам по г. Минску.
  Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь.
лица
  О лицах, аккредитованных в качестве экспертов.
цифры
  Учетные ставки и ставки рефинансирования, установленные Национальным банком Республики Беларусь.
отчёты
  Правила заполнения ежеквартального отчета управляющего перед Департаментом по санации и банкротству Минстерства экономики Республики Беларусь.
  Форма ежеквартального отчета.
  вопрос ?
Кто Вы?
 

  кредитор 849
  должник 663
  управляющий 195
  статистика
поисковики
  HotLog
  Rating All.BY
  SpyLOG
  Рейтинг@Mail.ru
  be number one
  Корпорация Антикризисного Управления на Yandex.RU
  Rambler's Top100
  реклама
обмен ссылками
  "БАНКРОТСТВО В РОССИИ"
  "Интернет-проект Банкротство.RU"

© Корпорация Антикризисного Управления.
По всем вопросам работы сайта http://www.kay.by/ пишите на e-mail: boosaub@mail.ru