Банкротство в Республике Беларусь

    главная услуги проекты о нас координаты форум 
управляющие законодательство опыт и анализ вопросы и ответы образцы документов распродажа имущества 
  Процедура банкротства и ее правовые последствия
 
    Обзор судебной практики

Одним из видов прекращения деятельности субъекта хозяйствования является признание его банкротом в судебном порядке и последующая ликвидация. Учитывая определенную неизбежность данной процедуры для некоторого круга предприятий в период развития рыночных отношений, весьма полезным является рассмотрение ее на примере АКБ "Дукат".

Определением Высшего Хозяйственного Суда РБ от 13.03.96 г. в отношении АКБ "Дукат" возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности по искам нескольких кредиторов этого банка. В соответствии с требованиями ст. 12 Закона РБ "Об экономической несостоятельности и банкротстве" суд обязал Национальный банк РБ произвести экспертизу финансово-хозяйственной деятельности АКБ "Дукат", поскольку ранее по возбужденным делам стороны не выполнили требования суда об определении аудитора, которому подлежит согласно законодательству о банкротстве вынести заключение о финансовом положении экономически несостоятельного субъекта и предложить план урегулирования отношений должника и его кредиторов.
Одновременно суд запретил банку "Дукат" производить сделки, направленные на отчуждение принадлежащего ему имущества. Также с целью защиты интересов всех кредиторов суд предложил "рассмотреть вопрос об отсрочке исполнения принятых решений по взысканию денежных сумм с АКБ "Дукат" до прибытия решения по данному делу". Тем не менее на ответчика ("Дукат") было возложено бремя внесения возможного залога в сумме 100 млрд. белорусских рублей. Естественно, банк не имел возможности каким-то образом зарезервировать указанную сумму в связи с тем, что остатки свободных денежных средств списывались по решению судов и во внесудебном порядке кредиторами с рублевых и валютных корреспондентских счетов, а имущество уже было передано в обеспечение долговых обязательств или описывалось и изымалось судебными исполнителями.
В последующем решении от 31.05.96 г. Высший Хозяйственный Суд признал "Дукат" экономически несостоятельным, возбудил производство по делу о банкротстве и
запретил банку осуществлять всякую финансово-хозяйственную деятельность до
назначения судом доверенного лица для управления его имуществом.
Таковым доверенным лицом стал первоначально представитель Национального банка РБ, а затем администрация временного управления в соответствии с Положением
Национального банка от 01.11.96 г. N 804.
5 сентября 1996 г. состоялось совещание у заместителя Главы Администрации
Президента РБ Прокоповича П. П. "О принудительной ликвидации Национальным банком
акционерных коммерческих банков "Дукат" и "Магнатбанк", где были выработаны
определенные мероприятия по стабилизации положения указанных структур. В результате АКБ "Дукат", не имея возможности оплатить госпошлину и пропустив установленный месячный срок для обжалования судебного решения о его банкротстве, подал заявление Председателю Высшего Хозяйственного Суда о пересмотре решения от 31.05.96 г. по делу N 14-3/96 в порядке надзора.
В ходе изучения материалов дела надзорная инстанция установила, что банк действительно является экономически несостоятельным и не в состоянии удовлетворить предъявленные финансовые требования кредиторов, однако в основу решения от 31.05.96 г. было положено не заключение аудита, а акт экспертизы, составленный Главным управлением банковского надзора Национального банка, где не нашли отражения сведения об обоснованности требований кредиторов, не в полной мере определены причины несостоятельности, в том числе не учтены последствия консолидации балансов АКБ "Дукат" и АКБ "Беларусбанк". При таких обстоятельствах дело о признании банка "Дукат" банкротом было отменено и передано на новое рассмотрение в ином составе суда.
Окончательное решение о банкротстве банка принято Высшим Хозяйственным Судом 13.03.97 г. (дело N 60-3/7, судья Цариков А.С.). В судебном заседании администрация временного управления и представители АКБ "Дукат" заявили, что признание банка банкротом является в его ситуации единственным выходом. В назначенную судом ликвидационную комиссию вошли представители Национального банка, вкладчиков. Государственного налогового комитета, администрации Московского района г. Минска и др.
Суд обязал банкрота провести собрание его кредиторов, представить план ликвидации, отражающий условия, порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения претензий кредиторов, перечень имущества, подлежащего распродаже, а также отчет об имуществе банка.
С момента принятия судом решения о банкротстве приостановлено действие всех судебных и иных постановлений об имущественных взысканиях с АКБ "Дукат", выплата дивидендов, налогов, платежей и любых других выплат, включая состоявшиеся судебные решения, за исключением выплаты заработной платы работникам банка и лицам, привлеченным к работе ликвидационной комиссии. Также признаны истекшими сроки погашения всех долгов банка, приостановлено производство по всем делам и искам, а также по исполнительным производствам против АКБ "Дукат", находящимся в производстве в хозяйственных судах, судах общей компетенции; материалы по указанным делам (искам, производствам) переданы для рассмотрения в ликвидационную комиссию. В решении суда было указано, что поступившие в суды исковые заявления к банку, производство по которым не возбуждено, также передаются в ликвидационную комиссию, а претензии, подаваемые после 10.03.97 г., принимаются и учитываются отдельно.
Требованиями, заявленными банкроту в срок, признаны исковые заявления, предъявленные к банку "Дукат" (и исполнительные документы об имущественных взысканиях с него, предъявленные к исполнению) в периоды с 03.06.96 г. до 04.07.96 г. и с 10.02.97 г. до 10.03.97 г., а также состоявшиеся в эти периоды судебные решения об имущественных взысканиях с банка. Данная оговорка в решение суда не случайна, так как многочисленные требования кредиторов банка учитывались в различное время и разными органами (самим банком. Высшим Хозяйственным Судом, а также назначенной Национальным банком ликвидационной комиссией).
После принятия судом решения от 13.03.97 г. о банкротстве банка у назначенной ликвидационной комиссии возник ряд практических вопросов, связанных с исполнением процедуры банкротства. Например, каким образом не выплачивать налоги
и платежи, если это не предусмотрено налоговым законодательством и может повлечь применение финансовых санкций и списание недоимки с любых счетов банка либо с единого счета, открытого ликвидационной комиссией? Каким образом и в какой пропорции выплачивать суммы кредиторам банка? Данные обстоятельства потребовали вынесения Высшим Хозяйственным Судом определения о разъяснении решения от 23.04.97 г., в котором указано, что требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, а при недостаточности денежных средств и имущества банкрота для полного погашения всех требований кредиторов одной очереди они удовлетворяются пропорционально между кредиторами этой очереди. Ликвидационной комиссии было также разрешено производить выплаты в первоочередном порядке физическим лицам и бюджету без утверждения плана ликвидации судом. В результате АКБ "Дукаты полностью рассчитался с физическими лицами -- вкладчиками, в том числе по валютным депозитам (без выплаты процентов по вкладам). Одновременно банк "" реализовал значительную часть имущества филиалов и головного офиса с целью накопления денежных средств для дальнейшей деятельности.
Постановлением Совета Министров РБ от 19.06.97 г. N 747 АКБ "Дукат" освобожден от уплаты государственной пошлины по искам, направленным в хозяйственные суды, и по заявлениям о пересмотре ранее принятых решений (за исключением судов общей компетенции), что предоставило ему возможность продолжить работу по истребованию дебиторской задолженности.
Учитывая специфику деятельности банков, в том числе обязательное представление в Национальный банк РБ годового баланса и публикацию его в срок не позднее 1 апреля следующего года, определением Высшего Хозяйственного Суда от 25.09.97 г. срок работы ликвидационной комиссии АКБ "Дукат" продлен до 1 апреля 1998 г.
Тем не менее, в хозяйственные суды продолжают поступать исковые заявления к АКБ "Дукат" и его ликвидационной комиссии. В том случае, если требования истца являются имущественными, суд выносит решение о прекращении производства по делу и рекомендует кредитору обратиться в рамках дела о банкротстве в ликвидационную комиссию АКБ "Дукат".
Однако до конца не урегулированными являются отношения истца с АКБ "Дукат" при неимущественных требованиях, связанных с имущественными (например, признание сделки недействительной).
  вопрос ?
Кто Вы?
 

  кредитор 1256
  должник 803
  управляющий 272
  статистика
поисковики
  HotLog
  Rating All.BY
  SpyLOG
  Рейтинг@Mail.ru
  be number one
  Корпорация Антикризисного Управления на Yandex.RU
  Rambler's Top100

© Корпорация Антикризисного Управления.
По всем вопросам работы сайта http://www.kay.by/ пишите на e-mail: boosaub@mail.ru