Банкротство в Республике Беларусь

    главная услуги проекты о нас координаты форум 
управляющие законодательство опыт и анализ вопросы и ответы образцы документов распродажа имущества 
  Судьбу возможного банкрота определит защитный период
С целью проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) введена специальная процедура —защитный период. В этот период необходимо проанализировать финансовое и хозяйственное состояние должника, установить величину его долга перед кредиторами. Осуществление вышеназванных задач Закон возлагает на временного управляющего, которому фактически отводится роль «вершителя судеб» должника и кредитора в защитный период.  
    Назначение временного управляющего и продолжительность защитного периода
Приняв заявление о банкротстве должника и вынеся определение о возбуждении производства по делу о банкротстве, хозяйственный суд вводит защитный период и назначает временного управляющего (ст. 33 Закона). Рассматриваемый период вводится по отношению ко всем категориям должников, за исключением индивидуальных предпринимателей, отсутствующих должников, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, юридических лиц, ликвидируемых по упрощенной процедуре или объявивших о своем добровольном банкротстве (ст. 12, 182, 234, 248 и 251).
Если возможность определить кандидатуру временного управляющего в день вынесения определения отсутствует, то его могут назначить позднее на основании отдельного судебного определения, вынести которое суд обязан в срок, не превышающий трех дней со дня принятия заявления о банкротстве должника. Процедура назначения временного управляющего регламентирована ст. 66 и 67 Закона. Кандидат на эту должность должен отвечать требованиям, предъявляемым ст. 62 Закона.
Защитный период длится до первого заседания хозяйственного суда, в котором должен решаться вопрос об открытии конкурсного производства, при этом его продолжительность не должна превышать трех месяцев со дня возбуждения производства по делу о банкротстве (ст. 33 Закона). О возможности продлить этот срок в Законе ничего не сказано. Вместе с тем исходя из положений Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК), которыми суд также обязан руководствоваться при рассмотрении дел о банкротстве, можно утверждать, что защитный период Может быть продлен. Полагаем, что в исключительных случаях, когда проверить все обстоятельства, связанные с платежеспособностью должника и возможностью ее восстановления, не удается в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 33 Закона, хозяйственный суд на основании ст. 2 и 144 ХПК для принятия верного, обоснованного решения, как того требует ст. 45 Закона, имеет полное право отложить рассмотрение дела для дополнительного сбора и исследования доказательств.
Последствия введения защитного периода
На протяжении всего защитного периода требования кредиторов не удовлетворяются, а выявляются. При этом законодатель предоставляет должнику возможность продолжать осуществление своей хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, позволяет временному управляющему оценить целесообразность продолжения деятельности должника и выяснить возможность восстановления его платежеспособности.
С момента введения защитного периода происходит следующее:
— все требования к должнику могут быть предъявлены только через временного управляющего;
— имущество, на которое к моменту возбуждения производства по делу о банкротстве или после его возбуждения хозяйственным или общим судами был наложен арест, но которое к этому времени еще не было передано взыскателю, подлежит включению в состав имущества должника и учитывается временным управляющим в соответствующем реестре;
— приостанавливается производство по исполнительным документам, выданным на основании судебных решений, которые вступили в законную силу до возбуждения производства по делу о банкротстве и вынесены по делам об имущественных взысканиях с должника, за исключением случаев, установленных ст. 38 Закона. В число таких исключений вошли судебные решения о взыскании задолженности по выплате выходного пособия, вознаграждения по авторским договорам, по оплате труда, уплате алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда. Однако принудительное исполнение исполнительных документов, выданных на основании аналогичных судебных решений, принятых после даты возбуждения производства по делу о банкротстве, не может осуществляться до завершения рассмотрения дела о банкротстве. При этом должник обязан сообщить временному управляющему о наличии любых подобных дел, находящихся в производстве иных право-применительных органов;
— по ходатайству руководителя должника, временного управляющего или иных лиц (например, конкурсных кредиторов, уполномоченных государственных органов, прокурора) во всех судебных и несудебных органах приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств или иного имущества;
— запрещается удовлетворение требований участников должника — юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе последнего в связи с выходом из его состава участников.
Поскольку иное не установлено ст. 94 Закона, в течение защитного периода допускается зачет взаимных требований должника и кредиторов.
Ограничение полномочий органов управления должника
Согласно ч. 1 ст. 39 Закона само по себе введение защитного периода не служит основанием для отстранения органов управления должника от исполнения ими своих функций. Закон лишь устанавливает определенные ограничения, в рамках которых должен действовать руководитель должника. Отстранить же руководителя от должности в защитный период возможно лишь в случае, когда суду будут представлены достоверные сведения о том, что руководитель должника воспрепятствовал действиям временного управляющего при исполнении им своих обязанностей или нарушил законодательство или права и законные интересы должника и кредиторов. Ходатайство об отстранении руководителя должника может быть подано любым из лиц, участвующих в деле о банкротстве (их перечень приведен в ст. 20 Закона). Срок, на который руководитель должника может быть отстранен от исполнения своих обязанностей, определяется хозяйственным судом, который одновременно возлагает указанные обязанности на временного управляющего.
Сохраняет ли отстраненный руководитель должника право на подписание кассационной жалобы на определение хозяйственного суда? Полагаем, что да. Ведь в силу ст. 20 Закона должник является лицом, участвующим в деле о банкротстве, и может обжаловать судебные акты (ст. 9 и 39 ХПК, ст. 34, 84 и др. Закона). Поэтому отстранение руководителя должника от должности при введении защитного периода следует рассматривать как освобождение его от исполнения управленческих и распорядительных функций в отношении имущества должника с сохранением за ним права
подавать и подписывать кассационные жалобы на определение или решение хозяйственного суда по делу о банкротстве.
Что до ограничения полномочий администрации (органов управления) должника с момента введения защитного периода, то здесь можно отметить следующее. Органы управления должника исключительно с письменного согласия временного управляющего (ч. 2 ст. 39) вправе совершать любые сделки и исполнять любые платежные обязательства. Сделки, совершенные в защитный период без согласия временного управляющего, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Прежде чем дать согласие на совершение таких сделок, временный управляющий должен оценить их целесообразность для должника, проанализировать возможное негативное влияние, которое они могут возыметь на восстановление платежеспособности должника. Также исключительно с письменного согласия временного управляющего органы управления должника могут принимать решения об участии в ассоциациях, союзах, финансово-промышленных группах, холдингах и иных объединениях юридических лиц.
Вместе с тем законодатель указал, что должник — юридическое лицо в течение защитного периода не вправе принимать решений о:
— своей реорганизации во всех предусмотренных гражданским законодательством формах;
— своей ликвидации;
— создании юридических лиц, филиалов, представительств;
— участии в иных юридических лицах;
— выплате дивидендов;
— размещении ценных бумаг;
— выходе из состава участников должника — юридического лица;
— приобретении у участника должника доли (пая) в имуществе последнего.
Однако в Законе ничего не сказано о том, возможно ли принятие должником вышеперечисленных решений посредством их согласования с временным управляющим.
Действия временного управляющего
Положения Закона, устанавливающие и регулирующие правомочия антикризисного управляющего, распространяются и на временного управляющего, на что прямо указано в ч. 4 ст. 3 Закона. Поэтому дальнейшее описание действий временного управляющего будет основываться на нормах Закона, регулирующих те стадии процедуры банкротства, которые начинаются после завершения защитного периода, в пределах, допускаемых разделом 2 Закона, посвященным защитному периоду.
Основными задачами временного управляющего на стадии защитного периода являются;
1) выявление требований кредиторов и составление предварительного их реестра;
2) инвентаризация, оценка движимого и недвижимого имущества должника и обеспечение его сохранности;
3) оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности должника.
Статья 92 Закона обязывает должника представить временному управляющему и хозяйственному суду истребуемые ими сведения о его имуществе и долгах, в том числе и об имуществе, возврат которого должнику еще возможно осуществить. Кроме того, должник обязан заверить своей подписью правильность собранных сведений о его имуществе и долгах, при необходимости откорректировав эту информацию.
Согласно ст. 101 Закона, если временный управляющий выявил в составе имущества должника необоротоспособное имущество (т. е. имущество, изъятое из оборота и не включаемое в состав имущества должника), он должен предложить собственникам такого имущества принять его в свое управление, поскольку оно подлежит исключению из имущества должника,
Временный управляющий имеет право:
— требовать возврата имущества должнику посредством предъявления соответствующих требований к третьим лицам и оспаривания требований кредиторов (ст. 104, 105 и 108 Закона);
— включать в состав имущества должника имущество, на которое до или после возбуждения производства по делу о банкротстве хозяйственным или общим судами был наложен арест, но которое не передано взыскателю (ст. 110 Закона);
— предъявлять в судебные органы требования о признании совершенных должником сделок недействительными (ст. 112, 113, 116 и 117 Закона) и о взыскании сумм, выплаченных должником в нарушение действующего законодательства (ст. 114).
Кроме того, временный управляющий вправе ставить перед хозяйственным судом вопрос об истребовании у организаций необходимых документов, заключений, иных сведений, имеющих непосредственное отношение к деятельности должника. Это означает, что законодатель не наделил временного управляющего правом самостоятельного поиска требуемой документации — такой поиск возможен лишь по соответствующему судебному запросу.
Хозяйственный суд рассматривает все заявления (представляется, что это могут быть и ходатайства, т. к. такая форма обращения к хозяйственному суду регламентирована абзацами 3, 5 и 7 ч. 1 ст. 35 Закона) временного управляющего, которые у него могут возникнуть в течение защитного периода. Суд также разрешает разногласия, возникшие на данной стадии процедуры банкротства между кредиторами и временным управляющим, рассматривает жалобы кредиторов о нарушении последним их прав и законных интересов. Для разрешения этих вопросов Закон отводит хозяйственному суду специальный сокращенный процессуальный срок — 14 дней со дня поступления заявления (ходатайства) или жалобы в суд.
Возбудить конкурсное производство или «пойти на мировую»
Перед завершением защитного периода временный управляющий должен составить и представить в хозяйственный суд отчет о проделанной работе и об имуществе должника. В отчете, в частности, указываются: а) причины неплатежеспособности должника; б) информация о возможности и условиях возврата имущества должника, находящегося у третьих лиц; в) состав требований кредиторов; г) баланс должника; д) данные о перспективе деятельности должника (ст. 119 Закона).
По окончании защитного периода отчет временного управляющего проверяется хозяйственным судом, в результате чего при наличии обстоятельств, свидетельствующих об очевидном предвидении банкротства должника, возбуждается конкурсное производство. В последнем случае суд выносит определение, в котором указывает на подготовку дела к судебному разбирательству, назначает место и время проведения первого общего собрания кредиторов, освобождает временного управляющего от исполнения обязанностей.
При отсутствии же оснований для возбуждения конкурсного производства, предусмотренных ст. 41 Закона, производство по делу прекращается (ст. 47). Такой вариант окончания судебного процесса возможен и в случаях, если: а) должником будет заключено мировое соглашение; б) временным управляющим будут установлены признаки ложного банкротства; в) должник или вместо него третье лицо полностью удовлетворят все предъявленные к должнику требования либо третье лицо поручится за должника в том, что он удовлетворит все без исключения требования кредиторов, которые, в свою очередь, дадут письменное согласие на выдачу подобного поручительства третьим лицом.
При заключении должником мирового соглашения с кредиторами в 5-дневный срок с момента его подписания сторонами временный управляющий должен обратиться в хозяйственный суд с заявлением об утверждении мирового соглашения. Согласно ч. 1 ст. 158 Закона утверждение судом условий мирового соглашения в процессе защитного периода является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. Со дня вынесения хозяйственным судом определения об утверждении мирового соглашения полномочия временного управляющего прекращаются в порядке, предусмотренном ст. 74 Закона.
  вопрос ?
Кто Вы?
 

  кредитор 1256
  должник 803
  управляющий 272
  статистика
поисковики
  HotLog
  Rating All.BY
  SpyLOG
  Рейтинг@Mail.ru
  be number one
  Корпорация Антикризисного Управления на Yandex.RU
  Rambler's Top100

© Корпорация Антикризисного Управления.
По всем вопросам работы сайта http://www.kay.by/ пишите на e-mail: boosaub@mail.ru