Банкротство в Республике Беларусь

    главная услуги проекты о нас координаты форум 
управляющие законодательство опыт и анализ вопросы и ответы образцы документов распродажа имущества 
  «ТИГР» ЗАЛИЗЫВАЕТ УБЫТКИ
В своих последних публичных выступлениях глава государства неоднократно обращал внимание правительства на недопустимость большого удельного веса убыточных предприятий в белорусской экономике. По итогам 2004 года этот показатель составил 25,3%, а сумма чистого убытка за год достигла 718 млрд. ВYR. Причем в некоторых ключевых отраслях, таких, как, например, промышленность, удельный вес убыточных предприятий был еще выше - 37,1%.
Валерий ДАШКЕВИЧ
 
         Исполняя волю главы государства, правительство Беларуси решило покончить с проблемой убыточных предприятий традиционным способом: подготовило для него проект указа "О некоторых мерах по финансовому оздоровлению убыточных предприятий", содержащий два ключевых пункта, выдержанных исключительно в духе белорусских реалий.
   Первый - о реструктуризации налоговой задолженности и обязательств перед банками и поставщиками для убыточных предприятий и второй - о включении убыточных предприятий в состав вновь создаваемых финансово-промышленных групп.
   По намерению разработчиков данного проекта, под действие предполагаемого указа должны подпасть все без исключения предприятия, имеющие отрицательный результат по итогам 2004 года и даже I квартала т. г. с численностью занятых до 1.000 чел. в промышленности, до 600 - в научно-технической сфере, до 500 - в строительстве и торговле, до 300 - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения и до 250- в других отраслях непроизводственной сферы. То есть фактически под действие указа должны подпасть все без исключения предприятия, кроме так называемых валообразующих, с которыми будут разбираться, надо полагать, индивидуально. Если исходить из данных официальной статистики на 1 апреля т. г., то это должно коснуться 33,8% предприятий.
   В соответствии с проектом указа, все эти предприятия получают отсрочку до 1 января 2010 года по задолженности в уплате налогов и прочих обязательных платежей (кроме таможенных и ФСЗН), а также примененных к ним экономических санкций и пеней. Причем если в течение первых 2,5 года у них не образуется новой задолженности, то будет списана половина экономических санкций, а в следующие 2,5 года - и остальная.
   Начиная же с 1 января 2010 года в течение последующих пяти лет они будут обязаны равными долями погасить саму сумму самой задолженности, образовавшуюся к настоящему моменту, причем в течение всего этого времени пеня начисляться, естественно, не будет.
   В части задолженности перед ФСЗН предлагается рассрочка по ее погашению в течение двух лет, а также двухлетняя отсрочка по погашению экономических санкций и пеней, которые могут быть полностью списаны при выполнении первой части данного пункта.
   Весьма оригинально предлагают инициаторы документа обойтись с банковскими кредитами и задолженностью перед поставщиками товара и за выполненные работы. А именно - дать трехлетнюю отсрочку по всем этим платежам. Как это "переживут" банки и поставщики - в проекте умалчивается. Взамен этого дается поручение правительству совместно с Национальным банком решить вопрос о порядке погашения задолженности по кредитам убыточных предприятий.
   Кроме того, местным Советам предлагается не применять повышающие коэффициенты к этим организациям по налогам на землю, недвижимость и по платежам за использование природных ресурсов, а также сборам в местные целевые фонды.
   Очень серьезным представляется второй ключевой пункт проекта указа, который сформулирован как поручение правительству и касается создания хозяйственных групп, объединяющих рентабельные и убыточные предприятия с целью оздоровления последних. Он пока никак не расшифровывается, но зато предусмотрен "целый блок льгот, включая годичную отсрочку всем указанным выше задолженностям, а также отмену для них ряда налогов и местных сборов по поставкам товаров и оказанию услуг внутри этих групп.
   Вероятно, проект указа еще будет значительно подкорректирован, но тот факт, что общая его идея останется неизменной, не вызывает сомнения. А учитывая оперативность его подготовки, а также исходя из упоминания главой государства идеи объединения рентабельных и убыточных предприятий, можно не сомневаться, что его подписание не задержится.
   С экономической точки зрения реализация указа мало что изменит в общем финансовом положении реального сектора экономики. Если сегодня чисто математически объединить прибыль рентабельных и убытки убыточных предприятий, то экономика получит всего-навсего снижение средней рентабельности примерно на 1,5%. То есть где-то до 11,5% вместо объявленных за январь -февраль 13,1%.
   Предоставление отсрочки по платежам и сбором тоже малозначимо, поскольку убыточные предприятия и так не могли их уплатить. Более того, весьма сомнительным предоставляется расчет на то, что большинство из этих предприятий смогут выплачивать вновь начисленные налоги после предоставления отсрочки. То есть они попросту начнут накапливать новую задолженность. Хотя для отдельных предприятий, балансировавших на грани рентабельности и убыточности, указанные отсрочки действительно могут дать небольшую финансовую отдушину.
   Впрочем, все льготы и отсрочки по налогам и сборам, которые предлагаются в проекте, - это право государства, и то, что оно решило им воспользоваться, - это его дело. Единственное, о чем они свидетельствуют, - непомерная тяжесть налоговой нагрузки на экономику, которая в некоторых случаях "топит" вполне жизнеспособные предприятия.
   Равным образом это касается и отсрочек по погашению кредиторской задолженности перед банками, если правительство и Национальный банк смогут цивилизованно погасить ее перед кредиторами. Тем более что в большинстве случаев это будет касаться так называемых "уполномоченных" банков, принадлежащих государству. Зато весьма опасным представляется намерение создавать новые хозяйственные структуры за счет объединения рентабельных и убыточных предприятий. Это грозит, во-первых, нарушением прав собственности акционеров, поскольку многие из них существуют в форме АО, во-вторых, может привести к искусственному навязыванию внутрихозяйственных связей, не имеющих логических технологических предпосылок.    Кроме того, отвлечение финансовых средств пока еще рентабельных предприятий на оздоровление убыточных будет задерживать их собственное техническое обновление и подрывать конкурентоспособность.
   А самое главное - прежде чем принимать подобные решения, было бы все же неплохо проанализировать причины существования столь большого числа убыточных предприятий. Насколько вообще существование некоторых из них соответствует рыночному спросу на их продукцию или услуги? И можно ли нерентабельные предприятия классифицировать по численности занятых, а не по величине, например,
убытков? В нормальной экономике функцию "отсева" неконкурентных производств регулирует институт банкротства. Огосударствив экономику, Беларусь автоматически отказалась от массового применения этого инструмента.
   Так, может быть, в конце концов было бы проще вообще отменить и понятие прибыли для белорусской экономики и не городить новый огород? Ограничиться, к примеру, отчетным показателем валовой стоимости продукции. Тогда и убыточные предприятия не будут портить общую благообразную статистику нового европейского "тигра".
  вопрос ?
Кто Вы?
 

  кредитор 1256
  должник 803
  управляющий 272
  статистика
поисковики
  HotLog
  Rating All.BY
  SpyLOG
  Рейтинг@Mail.ru
  be number one
  Корпорация Антикризисного Управления на Yandex.RU
  Rambler's Top100

© Корпорация Антикризисного Управления.
По всем вопросам работы сайта http://www.kay.by/ пишите на e-mail: boosaub@mail.ru