БАНКРОТСТВО в Республике Беларусь http://www.kay.by
  
  
 >>>Опыт и Анализ
 
 
Инструмент во спасение
Формальные основания для Возбуждения процедуры банкpотcтвa имеются в отношении 50% белорусских субъектов хозяйствования

В течение последних 5 лет в Беларуси наблюдается устойчивый рост неплатежей. Сейчас кредиторская задолженность белорусских предприятий составляет не менее 40% от ВВП, в том числе просроченная задолженность - более 40%. В таком положении находятся около 60% предприятий страны.
С каждым днем эта проблема приобретает все более масштабный характер, ибо потенциальные банкроты губят вслед за собой и благополучные предприятия.
Поэтому государство обязано смелее использовать механизм банкротства - этот признанный во всем мире способ оздоровления экономики. Об этом шла речь 20 марта на заседании "круглого стола" на тему "Санация и банкротство как современные методы оздоровления белорусской экономики". Заседание состоялось на Минском маргариновом заводе, который сейчас проходит процедуру санации, Организатором его выступила постоянная комиссия по экономике, бюджету и финансам Совета республики Национального собрания Беларуси.
Как подчеркнула председатель Постоянной комиссии Совета республики по экономике, бюджету и финансам Татьяна Быкова, вопросы банкротства давно уже не носят национальный характер: многие белорусские предприятия являются субъектами мировой экономики и решают ключевые задачи по привлечению инвестиций и присоединению к ВТО.
Механизм есть
Банкротство - это капля, в которой сконцентрированы все проблемы экономики страны. Председатель Совета республики Александр Войтович отметил, что нынешние трудности белорусских предприятий вызваны двумя причинами - общими макроэкономическими условиями в стране и ошибками в менеджменте предприятий.
По словам А. Войтовича, общую ситуацию в реальном секторе нельзя назвать благополучной. За январь 2003 года задолженность по платежам в бюджет увеличилась на 30% и составила 284 млрд. BYR. "Мы просто привыкли не отдавать деньги вовремя. Но мы не можем к этому спокойно относиться и не предпринимать необходимых мер", - сказал председатель верхней палаты. Пора смелее запускать в действие механизм банкротства. Правовая база для этого в стране создана - Закон "О санации и банкротстве" вступил в действие в феврале 2002 г.
С учетом наработанной практики в конце нынешнего года ожидается принятие изменений в данный закон. Они будут касаться применения норм законодательства в отношении важных и особо важных для государства предприятий, судебной практики, а также вознаграждения управляющих и т. д.
В Беларуси - самые щадящие условия
Заместитель директора Департамента по санации и банкротству Минэкономики Наталья Мыцких обратила внимание на такой парадокс. В Беларуси наблюдается тяжелейшая ситуация с неплатежами, несмотря на то, что в стране - самые щадящие условия банкротства. "У нас должник имеет право не платить более года (а практика говорит, что бывает и 3-4 года), хотя, например, в России и Казахстане ответственность наступает уже через 3 месяца", - отметила Н. Мыцких.
При этом в Беларуси 62% государственных предприятий и предприятий с долей государства в уставном капитале не в состоянии рассчитываться по своим текущим долгам. А формальные основания для начала процедуры банкротства наступили в отношении 50% субъектов хозяйствования! Причем у 11%предприятий долги превысили их балансовую стоимость. Многие из них являются отраслеобразующими и градообразующими, и их судьба вызывает особое беспокойство в правительстве. В такой ситуации разумнее было бы определиться, сколько таких предприятий государство сможет поддержать, а остальных надо отпускать в рынок, подчеркнула Н. Мыцких.
Борисов Сергей Юрьевич беседует с Войтовичем Александром Павловичем
Обсуждения за круглым столом
Кризис ММЗ миновал
Обсуждения за круглым столом
Проблемы банкротства
Обсуждения за круглым столом
Экскурс нюансов экономической несостоятельности (банкротства)
Обсуждения за круглым столом
Обсуждения за круглым столом
Экскурс нюансов экономической несостоятельности (банкротства)
Интервью с Войтовичем Александром Павловичем
Среди причин, приведших предприятия к предбанкротному состоянию, - не только неграмотное управление, но и несогласованная и не всегда компетентная политика госорганов. На некоторых предприятиях избыточная численность работников достигает от 30 до 70%. Причем стремление предприятий выполнять установленные прогнозные показатели лишь усугубляет положение.
По официальным данным, 42% белорусских предприятий не имеют оборотных средств. При нынешних темпах ряд предприятий смогут обновить основные фонды через 60-70 лет. "Значит, надо создавать более благоприятный инвестиционный климат и находить компромисс с инвесторами, а не противодействовать им", - отметила Н. Мыцких.
В течение 6 лет Департамент по санации и банкротству проводит мониторинг 6 тыс. госпредприятий, отслеживает в динамике их экономику. Информация о надвигающейся опасности возможного банкротства каждый квартал направляется в правительство и исполкомы. Однако несмотря на то, что потенциальные банкроты подвергают такой же угрозе другие предприятия, разглашать информацию об их финансовом состоянии департамент не имеет права.
Известно, что правительство не один раз проводило реструктуризацию долгов. "Помогло ли это предприятиям?" - интересовались депутаты. "Может быть, одному проценту больных предприятии, - сказала Н. Мыцких. Пытаясь избежать банкротства, один концерн вложил в. свое предприятие двухгодичный инновационный фонд, но и это не помогло - пришлось возбуждать процедуру,
Незащищенный внешний управляющий
В Беларуси в процедуре банкротства сейчас находятся около 1,5 тыс.предприятий с численностью работающих около 32 тысяч человек. Со дня принятия закона о банкротстве количество дел выросло в 10 раз. Сейчас этой процедуре подвержены 90 госпредприятий, 23 акционерных общества, 4 колхоза и 7 совхозов и т.д.
"Учитывая масштабы неплатежей, это совсем немного", - заметила Н. Мыцких. Однако даже при таких цифрах институт банкротства ставится в Беларуси под сомнение. Для сравнения: в России возбуждено 50 тыс. дел о банкротстве, в США-1 млн. дел, а в Германии - 30 тыс.дел.
Банкротство востребовало и новую для нашей страны профессию - антикризисный управляющий. В Беларуси уже аттестовано более 300 специалистов, выдана лицензия 131 антикризисному управляющему Говоря об уровне их квалификации, Н. Мыцких подчеркнула, что "это - элита, специалисты, имеющие, как правило, по два образования и прошедшие специальную подготовку". В то же время, по ее словам, антикризисный управляющий приходит на предприятие в тот момент, когда государство расписалось в собственной неспособности им управлять, но "его воспринимают в штыки, рабочие готовы растерзать, требуя скорейшей выплаты зарплаты".
"Беларусь - единственная страна, где антикризисный управляющий не защищен: не страхуются ни его риски, ни его здоровье, несмотря на массу угроз от кредиторов!" -отметила Н. Мыцких.
По ее словам, в России благодаря управляющим возврат на рубль долга составляет 61 копейку, в Беларуси этот показатель ниже, потому что практика пока небольшая.
В начале этого года департамент провел контрольные проверки предприятий, находящихся в процедуре банкротства. Оказалось, что практически все банкроты выплачивают зарплату, в то время как на многих других предприятиях она не выплачивалась.
Почему все боятся
Сегодня действующий закон о банкротстве позволяет урегулировать отношения должника с кредитором прозрачно, под контролем суда. Однако при этом судебная власть не может оздоровить реальный сектор экономики, да это и не ее задача. Поэтому, как подчеркнула Н. Мыцких, необходимо создать законодательную базу внесудебного оздоровления предприятий.
Кстати, в прошлом году в Беларуси была принята программа финансового оздоровления предприятий. Но беда в том, что все предлагаемые меры по внесудебному разрешению неплатежей не подкреплены финансово. А ведь санация в любом случае требует вложений.
Департамент по санации и банкротству в свое время предложил создать фонд по поддержке предприятий, находящихся в процедуре санации. Однако он не был создан и, видимо, уже не будет создан, предположила Н. Мыцких.
Участники "круглого стола" особое внимание обратили на социальный аспект банкротства как на один из основных факторов, сдерживающих эту процедуру. А причина в том, что малый бизнес, который мог бы поглотить "лишних людей, в Беларуси не развивается, а сокращается.
Отмечалось также, что Беларусь пока не присоединилась к Конвенции Международной организации труда о социальной защите работников, высвобождаемых в результате банкротства предприятия. А это не позволяет в полной мере защитить уволенного работника. Если в Беларуси высвобождение одного работника в процессе банкротства стоит 1.200 USD, то, к примеру, во Франции эта сумма составляет 42 тыс. USD.
Должникам - хорошо, кредиторам -плохо
Судья хозяйственного суда г. Минска А. Горновский обратил внимание на то, что в 85-90% случаев дела о банкротстве в столице инициируют налоговые или регистрирующие органы. Поскольку эти предприятия прекратили свою деятельность в 1995-1996 годах, то процедура их банкротства не требует защитного периода. Кроме того, эти банкротства имели место до вступления в действие Гражданского кодекса, поэтому пока не работает статья 8 закона о субсидиарной ответственности. Но мы к этому подходим", - предупредил А. Горновский.
Специалисты подчеркивали, что директора обязаны анализировать финансовую ситуацию своих предприятий и обращаться с заявлением о банкротстве в хозяйственный суд, иначе наступит субсидиарная ответственность."Но в таком случае каждое второе предприятие должно сегодня писать на себя "телегу" в суд", - прозвучал риторический вопрос.
Такая постановка вопроса вызвала целую дискуссию: а почему ответственность за результаты работы переносится с государства на субъект хозяйствования? И кто подсчитал, какова доля вины в причинах банкротства самого предприятия и государс1ва?
Председатель совета Белорусского общественного объединения специалистов по антикризисному управлению Юрий Записочный заметил, что белорусское законодательство - самое мягкое для должников, а для кредиторов - очень сложное.
Россия свой закон о банкротстве поменяла уже трижды. Белорусская практика также говорит о том, что законодательство надо совершенствовать.
Ю. Записочный предложил установить"критический" период неплатежеспособности -3 месяца, после чего возбуждать процедуру банкротства. По его мнению, нужно также ввести публичные отчеты о финансовом состоянии субъектов хозяйствования. Сегодня такую информацию постоянно должны предоставлять акционерные общества, а почему не все предприятия?
Шанс выжить
О том, как работает механизм банкротства на практике, рассказал антикризисный управляющий Сергей Борисов.
С мая 2002 года антикризисным управляющим в ОАО "Минский маргариновый завод" назначено юридическое лицо - "Корпорация антикризисных управляющих". Сегодня проводится санация этого предприятия, план которой рассчитан на 30 месяцев. В соответствии с ним, расчет с кредиторами начнется в конце III квартала 2003 г. и продлится до февраля 2005 г.
Внешние управляющие пришли на завод, когда оборотные средства здесь составляли минус более 5 млрд. BYR, а кредиты - 8,5 млрд. BYR. Самое главное в этой ситуации, по словам С. Борисова, было договориться с кредиторами, чтобы они согласились на санацию завода, а не на его ликвидацию.
Результаты положительные. С мая по декабрь 2002 г. производство маргарина по сравнению с таким же периодом 2001 г. увеличилось на 160%, а майонеза - на 108%. Численность персонала сохранилась на уровне 92%. Прибыль за это время превысила 0,5 млрд. ВУН. Год назад точно такую же сумму составлял убыток.
Антикризисный управляющий отметил, что сегодня предприятие работает рентабельно, стабильно выплачивает аванс и зарплату. Сейчас здесь готовятся перейти на новую упаковку, а также расширить рынки сбыта.
Уже проработан вопрос о производстве собственного рафинированного подсолнечного масла (в Беларуси его доля -менее 1%). Планируется, что на заводе будет проводиться рафинация и дезодорация масла, а также розлив в бутылки. Предприятие собирается "раскручивать" новый продукт под маркой "Белорусское золотистое" и занять 10% рынка, что позволит снизить издержки продукции и расходы на закупку сырья.
Что же позволило маргариновому заводу выйти из кризиса?
Особого секрета нет. До возбуждения банкротства на предприятии работают судебные исполнители. Поэтому все результаты работы в это время в принципе перечеркиваются, ибо предприятие не получает выручки от реализации своей продукции.
С введением конкурсного производства наступав мораторий по выплате долгов. Но мораторий вводится не навечно: разрабатывается график погашения долгов, основанный на бизнес-плане. В этот период устанавливается также иная очередность по уплате с кредиторами, не начисляются штрафы и пени - все это работает на улучшение финансового положения завода. Таким образом, у предприятия появляется шанс.
Директор союзником не станет
"По сути, процедура банкротства - это возможность выжить за счет других: кредиторы ждут, банк теряет… Но ведь это легальным, цивилизованный метод "всплыть" Почему же директора боятся пользоваться этим механизмом?" -задала вопрос Т, Быкова.
"Руководитель боится быть отстраненным от работы, К тому же ему не нравится, что приходит другое лицо и начинает вникать в его работу", -пояснил С. Борисов,
Он обратил внимание, что антикризисный управляющий работает под бдительным контролем разного рода проверяющих: ежеквартально управляющий предоставляет собранию кредиторов отчет, не реже одного раза в месяц проходят собрания кредиторов, хроме того, его постоянно ревизируют государственные проверяющие. Если же своими действиями внешний управляющий нанес предприятию ущерб, то в этом случае на него распространяется субсидиарная ответственность.

Татьяна МАНЕНОК

Опыт и Анализ>>>1999-01/2002/2003