БАНКРОТСТВО в Республике Беларусь http://www.kay.by
  
  
 >>>Опыт и Анализ
 
 
САНАЦИЯ - ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ПУТЬ ВЫВОДА ИЗ КРИЗИСА ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Проблема экономической несостоятельности (банкротства) приобретает в современном мире исключительное значение в связи с усилением процессов интернационализации хозяйственной жизни, все большим вовлечением стран в систему международного разделения труда. В этих условиях совокупность взаимоотношений хозяйствующего субъекта, определяющих его роль и место в социально-экономической структуре общества, имеет сложный, многоуровневый характер.
Спросите любого работающего на промышленном предприятии, чего больше всего он боится в нынешнее время. И вам, не задумываясь, ответят, что больше всего сегодня люди боятся потерять работу. Так уж сложилось общественное мнение, что банкротство заводов и фабрик неизбежно связано с сокращением работающего персонала, поиском новых специалистов и, естественно, сменой руководства. А новая метла, как говорится, по-новому метет. Так что многие руководители предприятий считают: не лучше ли кое-как продержаться на плаву, а не прибегать к каким-то радикальным изменениям. Примерно так рассуждают отдельные сегодняшние руководители неплатежеспособных предприятий. Они не спешат рассчитаться с долгами, еще больше усугубляя положение на предприятии, а, часто, и скрывая истинную картину на местах. Между тем такая позиция, мол, лучше продержаться на плаву, а долги государство как-нибудь спишет, не только ошибочна, но и ставит в тупик как конкретное предприятие, так и экономику страны. Сегодня более 60 процентов предприятий республики имеют задолженность по различным платежам, в том числе и кредитам.
Пути исправления сложившейся ситуации обсуждались на заседании "круглого стола" на тему: "Санация и банкротство как современные методы оздоровления белорусской экономики", который состоялся в конце марта на Минском маргариновом заводе. В мероприятии приняли участие Председатель Совета Республики Национального собрания Александр ВОЙТОВИЧ, председатель Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Татьяна БЫКОВА, заместитель Директора Департамента по санации и банкротству Министерства
экономики Республики Беларусь Наталия МЫЦКИХ, судья хозяйственного суда города Минска Анатолий ГАРНОВСКИИ, председатель совета Белорусского общественного объединения специалистов по антикризисному управлению Юрий ЗАПИСОЧНЫЙ, антикризисный управляющий Наталья КЛИМОВИЧ, конкурсный управляющий Минского маргаринового завода Сергей БОРИСОВ и другие представители государственных органов и общественных объединений. Не случайно местом заседания был выбран Минский маргариновый завод - это предприятие является в определенном смысле примером практического применения норм и положений Закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон).

***

Во вступительном слове Председатель Совета Республики Национального собрания Александр ВОЙТОВИЧ подробно охарактеризовал сложившуюся ситуацию в стране. Законодательство, отметил он, позволяет рассматривать банкротство как оздоровительную процедуру, дающую хозяйствующим субъектам возможности защиты от чрезмерного давления кредиторов, активизации использования имеющегося потенциала и поиска новых источников роста в условиях выхода на более качественный уровень функционирования и развития. Борьба за выживание в такой ситуации заставляет предприятие максимально аккумулировать и задействовать собственные резервы, а также требует от него безусловного выполнения программы оздоровления, намеченной к реализации специалистом по антикризисному управлению. Не секрет, что, зачастую, финансовые проблемы хозяйствующих субъектов определяются не только сложными макроэкономическими условиями, но и являются в значительной мере следствием недостаточно эффективного менеджмента, причем вне зависимости от формы собственности предприятия.
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, на 1 января 2003 года общая сумма кредиторской задолженности отечественных предприятий составила более 11 триллионов рублей, т.е. более 40 процентов валового внутреннего продукта (далее - ВВП) страны за 2002 год, отметил выступающий. Из этой суммы 4,6 триллиона рублей приходится на просроченную задолженность, которая имеется в тех либо иных размерах более чем у 60 процентов предприятий и организаций. Александр Войтович сослался на данные Национального банка Республики Беларусь, согласно которым в январе текущего года по сравнению с декабрем 2002 года экономическое положение предприятий всех отраслей ухудшилось вследствие изменения объемов производства , и реализации продукции (работ, услуг). Наиболее значительно этот процесс проявляется у предприятий мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, электроэнергетики и промышленности строительных материалов, а также на предприятиях торговли и общественного питания. По-прежнему остается значительной степень влияния на эффективность работы предприятий таких факторов, как их обеспеченность оборотными средствами, спрос на продукцию (работы, услуги), наличие задолженности, условия кредитования, риски хозяйственной деятельности.
Задолженность субъектов хозяйствования по платежам в бюджет, согласно данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, за январь текущего года увеличилась на 30 процентов и на 1 февраля 2003 года составила 284,3 миллиарда рублей (12,8 процента от месячного ВВП). Объем просроченных сумм задолженности с начала года не увеличился и на 1 февраля 2003 года составил 71,1 миллиарда рублей. При этом основной причиной увеличения задолженности перед консолидированным бюджетом является сложное финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Сегодня в Беларуси много проблемных предприятий. Мировая практика свидетельствует о том, что банкротство - неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы перестройки экономики. Планом подготовки законопроектов на 2003 год, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 8 января 2003 года № 8, предусматривается внесение в декабре текущего года на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)". Изменения должны коснуться порядка применения норм Закона к отдельным юридическим лицам, имеющим важное и особо важное государственное значение, назначения и размера выплат вознаграждений управляющим, а также усовершенствования судебной процедуры банкротства.
Поэтому особенно важно, отметил парламентарий, обсудить, как действуют механизмы банкротства в нашей стране, каковы позитивные результаты проводимого оздоровления отдельных предприятий, какого рода уточнения следует внести в законодательство, чтобы добиться лучших результатов.


***

Регулирование процессов несостоятельности (банкротства) теряет на современном этапе национальную окраску и все в большей мере становится проблемой мировой экономики. На этом сосредоточила внимание председатель Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Татьяна БЫКОВА.
Любое предприятие - это, во-первых, самостоятельный организм, имеющий специфическую систему функционирования и развития, определяющуюся как технологическими особенностями его деятельности, так и сложившейся структурой управления.
Реализация его основных функций предполагает постоянное воспроизводство обязательств, прежде всего, перед своими работниками, поставщиками сырья, покупателями продукции и т.д.
Во-вторых, это - субъект национальной экономики, органично интегрированный в механизм налаженных хозяйственных связей страны и постоянно находящийся во взаимодействии и взаимовлиянии с другими его элементами и звеньями. Это, естественно, предполагает наличие определенных обязательств перед государством и обществом: уплату налогов, отчисления в различные страховые фонды, участие в реализации различного рода проектов и программ регионального или национального характера.
В-третьих, это - элемент мировой экономики, объективно включенный в систему мирохозяйственных процессов и находящийся под влиянием факторов наднационального, глобального характера. Углубление международного разделения труда, в особенности внутриотраслевого, ведет к формированию мировых воспроизводственных цепочек, звенья которых находятся в разных странах, но должны работать синхронно. Международное производственное кооперирование все чаще выступает в форме разделения технологического процесса. Вследствие этого в международных потоках товаров и услуг примерно 40 процентов приходится в настоящее время на внутрикорпорационные поставки. Очевидно, что разрыв в одном из звеньев указанной воспроизводственной цепочки чреват серьезными потерями для значительного числа ее других участников. Поэтому регулирование процессов несостоятельности (банкротства) теряет на современном этапе национальную окраску и все в большей мере становится проблемой мировой экономики.
Указанный аспект не может игнорироваться и, более того, его актуальность возрастет в связи с принятой стратегией нашего государства на активное привлечение иностранных инвестиций, а также в связи с процессом присоединения ко Всемирной торговой организации.
Вице-президент Мирового банка Ко Вунг Тонг определил режим регулирования отношений между кредиторами и должниками как одну из "основ надежной финансовой инфраструктуры". По его мнению, "риски неплатежа, невыполнения обязательств и несостоятельности игнорировались или недооценивались во время "восточно-азиатского чуда" в течение почти двух десятилетий... В Центральной и Восточной Европе... механизмы спасения компаний не получили должного развития, ...по мере внутреннего становления и расширения этих рынков они столкнутся также с явлением глобализации. Чтобы достойно принять этот вызов и использовать возникающие возможности, системы несостоятельности этих стран должны отвечать как внутренним, так и международным потребностям. Системы несостоятельности являются одним из важнейших факторов надежного экономического развития".
Татьяна Быкова очертила специфический круг задач, решаемых законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики, важнейшими из которых являются:
- упорядоченное разрешение дел должника, предполагающее максимальное обеспечение возврата долгов с учетом установленной очередности;
- спасение бизнеса жизнеспособного предприятия посредством предоставления ему шанса для аккумулирования внутренних резервов и формирования новых источников роста;
- ликвидация причин, приведших к неплатежеспособности субъекта, в том числе посредством расторжения неправомерных сделок, заключенных в период до банкротства;
- реструктуризация либо ликвидация нежизнеспособных предприятий и создание на их основе нового бизнеса;
- обеспечение предсказуемости и прозрачности процедур управления имуществом неплатежеспособных субъектов, снятие социальной напряженности в их трудовых коллективах, повышение доверия со стороны кредиторов.
Мировой опыт свидетельствует, что эффективное и предсказуемое законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) является необходимым элементом рыночной экономики. Оно непосредственно влияет на формирование деловой этики, платежной дисциплины и бизнес-среды в целом. Это не панацея, которая может обеспечить всеобщее финансовое оздоровление или абсолютно исключить государственное вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов. В переходной экономике неизбежно имеют место ситуации, требующие конкретных мер государства по спасению предприятий, особенно градообразующих, либо имеющих фундаментальное значение для экономики страны. Однако подобное вмешательство - это отдельное направление политики, а реализация процедур несостоятельности - универсальный процесс, ориентированный на самостоятельное воспроизводство экономической системы, обладающей внутренними механизмами селекции и источниками динамичного качественного развития, подчеркнула Татьяна Быкова.

В своем выступлении заместитель Директор Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь, кандидат экономических наук Наталия МЫЦКИХ отметила, что банкротство - это та капля, в которой сконцентрированы и обнажены все проблемы экономики и проблемы, взаимосвязанные с ней, в том числе - проблемы демографии. Масштабы банкротства - это сигнальные огни неблагополучия в реальном секторе экономики. Неплатежеспособными являются более 60 процентов коммерческих организаций государственной формы собственности, в том числе открытые акционерные общества (далее - ОАО) с долей государства в уставным фонде. А по формальным основаниям, в соответствии с законодательством о банкротстве, обстоятельства для возбуждения процедуры сформировались в отношении 50 процентов государственных коммерческих организаций. Доля банкротов, т.е. тех, у кого недостаточно имущества для расчетов с кредиторами, за 10 месяцев 2002 года возросла в несколько раз. Несмотря на то, что в белорусском законодательстве предусмотрены самые щадящие критерии признания организации экономически несостоятельной - не менее года, четыре квартала подряд "можно" не рассчитываться с кредиторами. В таких условиях "защита" должника от кредитора в течение года, а на практике, как правило, намного дольше, приводит к значительному ухудшению финансового состояния кредитора: ведь такой несостоятельный дебитор у него не один. Поскольку в рынке все коммерческие организации друг другу взаимно должны за товары, работы, услуги, то срабатывает "принцип домино". Отдельные должники создают вокруг себя "мертвое поле" из своих контрагентов по хозяйственному сотрудничеству, не рассчитываясь с ними "живыми" деньгами. Нередко не рассчитываются своевременно и с исполнителями государственного заказа.
По состоянию на 1 апреля 2003 года в процедуре санации находятся 42 государственные организации, в ликвидации - 39. Всего же в процедурах банкротства находится 91 государственная организация, подчеркнула Наталия Петровна.
Санация государственных предприятий в реалиях белорусской экономики представляется проблематичной, поскольку для нее нет достаточных финансовых средств. Не создан предусмотренный Законом Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" специализированный фонд финансовой поддержки предприятий, проходящих банкротство. Принятые в 2002 году нормативные документы по внесудебному финансовому оздоровлению не имеют под собой финансовой основы и опираются, в основном, на административный ресурс. Поэтому реально на успешную санацию могут рассчитывать не более 2-3 процента организаций. В этой связи представляется необходимым разработать проект Закона "О финансовом оздоровлении".
Наталия Мыцких полагает неправомерным перекладывание на плечи хозяйственного суда общегосударственной работы по финансовому оздоровлению государственных предприятий. В сложившихся условиях необходима обоснованная стратегия внесудебного финансового оздоровления предприятий, а также поддержка деятельности хозяйственного суда, управляющих и Департамента по санации и банкротству Министерства экономики в их архиответственной работе.
Деятельность управляющего затруднена рядом пробелов в законодательстве, в том числе трудовом, по вопросам социальной защищенности работников.
В качестве примера можно привести ситуацию, в которой управляющий Солигорского шахтопроходческого управления, находящегося в стадии банкротства с ликвидацией, вынужден решать неразрешенную еще законодательством проблему по поиску источников средств для капитализации повременных платежей за причинение на производстве вреда жизни или здоровью физическим лицам при недостаточности имущества у должника. С апреля 2001 года должник не выплачивал вышеуказанные платежи лицам, получившим трудовые увечья на предприятии, из которых 30 человек - граждане Республики Беларусь и 17 человек - граждане Российской Федерации и Украины. Задолженность перед ними составляет около 1,2 миллиарда рублей при оценочной стоимости имущества 310,6 миллиона рублей. В результате работы управляющего, заинтересованных органов государственного управления и других лиц по разрешению этой проблемы подготовлены проект Декрета Президента Республики Беларусь "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и 2 проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь.
В качестве примера остроты социальных проблем, стоящих перед управляющим в процедуре банкротства, можно также привести ситуацию на ОАО "Жлобинская экспериментальная швейная фабрика", где из 240 работающих 84 находятся в декретных отпусках и отпусках по уходу за ребенком.
По вопросам работы управляющего с ценными бумагами, управлению государственным имуществом, его оценке и продаже также отсутствуют механизмы реализации действующего законодательства. Это приводит к затягиванию сроков реального "спасения" должников. В результате свободных от долгов активов у должника не остается, имущество описано, заложено и рассчитывать остается только на ликвидацию должника, причем средств, вырученных от продажи, может не остаться даже для выплаты долгов по зарплате, не говоря уже о кредиторах пятой очереди.
Представляется, по меньшей мере, неоднозначной тенденция возложения на Департамент по санации и банкротству Министерства экономики "надзорных", глобальных контрольных функций за деятельностью управляющих.
Банкротство настолько специфическая отрасль, требующая настолько специфических познаний, что общий надзор за деятельностью управляющих (например, прокуратура) здесь неприемлем. С другой стороны, определения судей хозяйственных судов, предписывающие государственному органу по делам о банкротстве проведение углубленных экспертиз финансово-хозяйственной деятельности управляющих, по сути, означают необходимость
контроля и урегулирования служебных взаимоотношений управляющих с судьями хозяйственных судов. А следовательно, - вмешательство в деятельность хозяйственных судов.
Следует отметить, что в странах, применяющих законодательство о банкротстве, оценка эффективности деятельности управляющих дается, как правило, кредиторами, а не судом или каким-либо государственным органом управления, т.к. именно кредиторы определяют в конечном итоге дальнейшую судьбу организации-банкрота при неплатежеспособности собственника.
Нельзя не отметить также, что справедливые по сути требования Правительства об усилении контроля за деятельностью управляющих подчас принимают формы грубого вмешательства и давления на управляющего со стороны различных государственных органов управления, ведомств и других заинтересованных. Последнее запрещено Законом о банкротстве. В результате начинает формироваться тенденция отказов управляющих от ведения дел, в том числе и по причине жесткой регламентации размеров вознаграждения особой предпринимательской деятельности управляющего как представителя хозяйственного суда и кризисного менеджера-директора, что делает этот особый вид деятельности, по мнению управляющих, невыгодным и даже убыточным.

***

Задача определения степени риска неплатежеспособности делового партнера, а также расчет критериев, которыми должен руководствоваться хозяйственный суд при возбуждении дела о банкротстве, очень актуальны. Этой проблеме посвятил свое выступление председатель совета Белорусского общественного объединения специалистов по антикризисному управлению Юрий ЗАПИСОЧНЫЙ.
Под несостоятельностью понимается неспособность организации финансировать текущую операционную деятельность и погасить срочные обязательства перед кредиторами. Банкротство же - это экономическая несостоятельность, признанная вступившим в силу решением хозяйственного суда, подчеркнул Юрий Валентинович.
Теория экономического анализа разработала множество методов и методик анализа деятельности предприятий, позволяющих определить тот момент в их деятельности, когда они становятся "экономически больными". В нашей стране, как и в других странах, диагностика возможной несостоятельности основывается в первую очередь на анализах платежеспособности и финансовой устойчивости. Информационной базой этого анализа служит балансовый отчет и приложения к нему, т.е. та отчетность, которую обязаны представлять все коммерческие организации. Платежеспособность определяет возможность предприятия своевременно расплачиваться по краткосрочным обязательствам с помощью
ликвидных оборотных активов и одновременно продолжать бесперебойную деятельность.
Под термином "имущество" понимается все, что имеется на предприятии - деньги в кассе и банках, облигации и акции других предприятий, запасы сырья и продукции на складах, незавершенная готовая продукция в цехах, товары, отгруженные потребителям, оборудование и здания.
"Долги" - невыплаченная работникам зарплата, неуплаченные налоги, кредиты банкам, неоплаченные газ, электроэнергия, материалы.
Следовательно, оценка платежеспособности на определенную дату - это соотношение стоимости имущества, принадлежащего предприятию и его долгов.
В тоже время финансовая устойчивость - это показатель того, какую долю занимает собственное имущество предприятия во всем имуществе, каким оно располагает в данный момент для осуществления своей деятельности. Конечно, идеальный случай, когда все имущество, которое находится в обороте, собственное. Но в реальной жизни так не бывает, всегда есть имущество, которое приобретено за кредиты банка или используется имущество, поставленное партнерами, но еще не оплаченное. И вот это соотношение "своего" и "чужого" и есть финансовая устойчивость. Экономическая наука для такого анализа использует целый ряд рассчитываемых коэффициентов, число которых доходит до 50.
Юрий Записочный считает, что для объективного экспресс-анализа, который может выполнить кредитор для оценки финансового положения своего настоящего или потенциального партнера, достаточно трех коэффициентов: двух коэффициентов ликвидности и одного - обеспеченности собственными оборотными средствами.
Первый коэффициент - быстрой ликвидности (Кб) - позволяет определять отношение наличных денежных средств, которые должны поступить от покупателей, к долгам

Диаграмма № 1
Предельное значение коэффициента равно 1, т.е. долги не превышают денежные средства и ожидаемые поступления от покупателей. При этом значении коэффициента предприятие не имеет проблем с платежами, имеет возможность быстро рассчитываться с долгами, банки охотно дают ему кредиты, поставщики не боятся поставлять ему товары без предоплаты.
Второй коэффициент - общей ликвидности (Ко) - это отношение стоимости всего имущества предприятия, за исключением оборудования и зданий, к его долгам.

Диаграмма № 2
Предельное значение коэффициента тоже равно 1, но это уже совсем другая единица. При этой единице предприятие является экономически несостоятельным, так как, рассчитавшись с долгами наличными деньгами и реализовав все запасы, оно уже не может осуществлять больше свою деятельность.
На первый взгляд, казалось бы, какая между ними разница... А разница - стоимость оборотных средств, а оборотные средства, образно говоря, - кровь предприятия. Следовательно, если показатели бухгалтерского баланса колеблются в течение трех месяцев между двумя этими коэффициентами, т.е. Кб <1, а Ко - больше или равен 1, то это значит, что предприятие находится в предкризисном состоянии и собственник должен осуществлять в отношении этого предприятия мероприятия по его санации.
Но если Ко достиг значения (согласно нормативов действующего законодательства):
для промышленности - 1,7;
для сельского хозяйства - 1,5;
для транспорта -1,3;
для связи -1,1;
для строительства - 1,2;
для торговли и общественного питания - 1,0;
для материально-технического снабжения и сбыта - 1,1
для жилищно-коммунального хозяйства - 1,1
и такое значение сохраняется в течение квартала, то есть все основания считать такое предприятие неплатежеспособным и можно возбуждать в отношении его процедуру банкротства со всеми вытекающими отсюда последствиями.
По мнению Юрия Записочного, действующие в настоящее время официальные правила по анализу платежеспособности фиксируют практически "клиническую смерть" предприятия, т.е. проводить санацию в большинстве случаев уже бесполезно, так как предприятие в течение года не имеет в лучшем случае оборотных средств, а чаще долги забирают и основные средства.
Неплатежеспособность в течение финансового года, как показывает практика, приводит к крайне негативным последствиям:
потеряно доверие поставщиков, которые требуют от предприятия за поставки только предоплату;
отсутствует возможность кредитования банками;
должник, как производитель и поставщик, очень быстро теряет свою рыночную нишу в связи с невыполнением своих обязательств;
у должника полностью вымываются собственные оборотные средства;
налоговой инспекцией и судебными исполнителями арестовываются и изымаются из оборота наиболее ценные и ликвидные внеоборотные (недвижимое имущество, технологическое, компьютерное и прочее оборудование и транспорт) и оборотные активы;
увольняется наиболее квалифицированный и перспективный персонал, в первую очередь опытные управленцы и молодые специалисты.
Этот ряд, учитывая специфику каждого субъекта хозяйствования, можно продолжить.
Юрий Валентинович считает, что период устойчивой неплатежеспособности не должен превышать трех месяцев. Кроме того, он предложил внести в Закон "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" следующую формулировку термина "неплатежеспособность". "Неплатежеспособность - это неспособность должника в течение трех месяцев с момента наступления срока исполнения денежных обязательств удовлетворить требования кредитора (кредиторов), в том числе по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей за счет собственных денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности".
В заключение своего выступления Юрий Записочный предложил следующие критерии платежеспособности для кредиторов и методику их определения:
1. Основным критерием платежеспособности является коэффициент быстрой ликвидности, который определяется по общеизвестной методике на начало и конец анализируемого периода, как минимум, за один квартал финансового года.
2. Основным критерием финансовой устойчивости является обеспечение финансирования необходимых запасов собственными оборотными средствами.
Юрий Записочный предложил ввести для всех субъектов хозяйствования обязательную ежеквартальную публикацию в специализированном издании следующих показателей:
o зарегистрированный уставный капитал;
o размер чистых активов;
o значение коэффициента быстрой ликвидности.
Причем все субъекты хозяйствования в издании должны быть распределены, по его мнению, распределены по трем зонам:
а. Зеленая зона, устойчивая платежеспособность - коэффициент быстрой ликвидности, соотношение суммы величин монетарных активов и дебиторской задолженность, отнесенные к кредиторской задолженности, должен быть > 1,0;
b. Желтая зона, неустойчивая платежеспособность, признаки наступления кризисной ситуации, коэффициент быстрой ликвидности в пределах от 1,0 до 0,8.
с. Красная зона, экономическая несостоятельность - коэффициент быстрой ликвидности меньше 0,8, коэффициент текущей ликвидности для промышленных предприятий приближается к 1,7, для прочих отраслей - 1,2 - 1,1.

В настоящее время набирает силу созданный институт антикризисных управляющих, отметил на заседании "круглого стола" антикризисный управляющий Минского маргаринового завода Сергей БОРИСОВ. Они уже прослушали курс лекций из 370 часов. Конечно, антикризисный управляющий обязан вытащить предприятие, которое он взял под свое управление. Но он не добрый волшебник, у которого все меняется по мановению волшебной палочки. В частности, на Минском маргариновом заводе, где проводился "круглый стол", процедура санации дала возможность работать "с чистого листа", поскольку прежние долги были отсрочены. Завод уже передал на продажу новые виды своей продукции, сейчас технологи заняты разработкой рецептуры очередных новинок. Расширение ассортимента позволит увеличить объем выпускаемой предприятием продукции. Все это, в комплексе с другими нововведениями и усовершенствованиями, должно дать возможность к февралю 2005 года полностью рассчитаться с кредиторами, считает Сергей Юрьевич. Конечная цель санации - выход на безубыточное производство, рентабельность. Почему же так осторожно идут на процедуру банкротства другие фабрики и заводы? Отвечая на этот вопрос, Сергей Борисов высказал предположение, что некоторые еще до сих пор надеются поправить свое положение за счет других. На том предприятии, куда пришел управляющий, манны небесной ждать не приходится. Здесь
в поте лица нужно работать очень много и плодотворно, чтобы получить реальные положительные результаты, привлечь инвестиции.


***

Судья хозяйственного суда города Минска Анатолий ГАРНОВ-СКИЙ в своем выступлении затронул вопросы применения хозяйственными судами субсидиарной ответственности, остановился на проблемах, возникающих на этапах санации. Не остались без внимания и проблемы банкротства по упрощенной процедуре, а также вопросы взаимодействия хозяйственных судов и управляющих. Кроме того, Анатолий Адамович ответил на многие конкретные вопросы, которые интересовали участников "круглого стола".

ОТ РЕДАКЦИИ.
Важную роль в оздоровлении предприятий-банкротов выполняют хозяйственные суды республики. Например, в прошлом году количество этой категории дел по сравнению с 2001 годом в целом по республике увеличилось более чем в 4 раза. Если в 2001 году таких дел было 265, то в 2002 - 1165. Они составили 43 процента от общего количества неимущественных споров. 91 процент вынесенных по этой категории дел решений - это о банкротстве с ликвидацией, из которых 94 процента - предприятия частной формы собственности. Если в прошлые годы процедура банкротства затрагивала в основном неработающие предприятия: малые предприятия, частные фирмы, которые ликвидированы практически формально, то сегодня речь идет об очень сложных предприятиях, где работают сотни и тысячи людей. Эта категория дел вызывает серьезную озабоченность. Поэтому работа хозяйственных судов по вопросам банкротства субъектов предпринимательской деятельности постоянно координируется с местными исполнительными органами.
Помимо осуществления правосудия, т.е. защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, по каждому делу, которое рассматривает хозяйственный суд, анализируются глубинные причины: почему происходит то или иное явление, почему данное предприятие попало в процедуру банкротства? Кто здесь виноват? И эта задача очень серьезная. Можно ведь формально отнестись, вынести решение, сказать: да, банкрот, и ввести процедуру санации, на протяжении нескольких лет заниматься оздоровлением предприятия. А можно разобраться в причинах, среагировать, подойти к этой проблеме с государственной точки зрения.
Вместе с тем существует немало проблем, требующих своего разрешения. Например, до настоящего времени четко не определены критерии неплатежеспособности субъекта хозяйствования, установление которых ведет к возбуждению дел о банкротстве. Предприятие может иметь основные средства, превышающие по стоимости на порядок размер долга, но это ни коим образом не влияет на отсутствие оснований для начала процедур по тем методикам, которые утверждены Департаментом по санации и банкротству Минэкономики.
Нуждается в совершенствовании также и порядок получения лицензий на право заниматься этим видом деятельности. Управляющий должен полноценно заменить директора, который имеет соответствующее техническое образование, опыт по управлению производством и к этой должности шел иногда по десятку лет. Поэтому отраслевые министерства совместно с Департаментом по санации (банкротству) должны полноценно участвовать в подборе кандидатов на получение лицензий, в составлении планов обучения и в приемке экзаменов и соответственно нести ответственность за результаты подготовки кадров.
Оздоровление производства невозможно без его технического перевооружения, оптимизации ряда процессов, которые в свою очередь связаны с сокращением численности работающих, а следовательно, все процедуры банкротства должны быть тесно увязаны с социальными вопросами, вопросами трудоустройства, которые также должны решаться комплексно.
Как отмечали участники "круглого стола", законодательная база по банкротству совершенствуется. Принимаются новые законодательные и нормативные правовые акты. Например, в феврале Совет Министров Республики Беларусь принял постановление "Об утверждении Положения о порядке выплаты вознаграждения управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и минимальных размеров вознаграждения управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в процедуре санации", которым утверждено Положение о порядке выплаты вознаграждения управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Ряд мер по решению многих вопросов и проблем в процессе банкротства предприятий предусмотрен в проекте Е Декрета Президента Республики Беларусь "О некоторых вопросах применения законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)", который инициирован Высшим Хозяйственным Судом с учетом предложений и замечаний заинтересованных сторон. Безусловно, соответствующие изменения будут внесены и в Закон "Об экономической несостоятельности (банкротстве)". В первую очередь эти изменения коснутся оснований о возбуждении дел о банкротстве, вопросов подбора, подготовки и расстановки управляющих такими предприятиями и других вопросов.

Материалы "круглого стола"
подготовила к печати
Злата ГУРИНОВИЧ

Опыт и Анализ>>>1999-01/2002/2003